«Развод» по-взрослому

Телефонный мошенникУдивительное дело, сколько ни рассказывалось в СМИ о телефонных мошенниках, а количество их жертв не уменьшается. Люди с легкостью расстаются с крупными суммами, порой даже не желая слушать тех, кто пытается отговорить их от подобных опрометчивых шагов.

На брифинге в УВД области, посвященном профилактике преступлений, совершенных с использованием мобильной связи, эксперты рассказали о поразительных случаях, когда люди отказывались верить очевидным фактам обмана.

– Одну из жительниц Мурманска неизвестные попытались «развести» на четверть миллиона рублей, – вспоминает заместитель начальника отдела управления уголовного розыска области капитан милиции Афанасий Дереш. – Ее сын – студент, учится в Санкт-Петербурге. Сама же она в тот злополучный день отдыхала на турбазе. Звонит ей какой-то мужчина, представляется сотрудником госнаркоконтроля и говорит, что ее сына задержали с килограммом героина. Но за определенную сумму (250 тысяч рублей) все можно замять. Женщина приходит в ужас, моментально верит этому сообщению, срывается с турбазы и на такси мчится в Мурманск. По дороге рассказывает таксисту про свою беду. Тот начинает ее убеждать, что это все ложь, что такого просто быть не может, начинает ей объяснять, что такое килограмм героина и сколько за него нужно заплатить, чтобы «отмазать» сына. Женщина в это не верит.

Тогда таксист связывается с милицией. И тут эта трагическая на первый взгляд история начинает приобретать оттенок фарса: когда оперативники встретились с женщиной и принялись ее убеждать, что она стала жертвой аферистов, что ее элементарно обманывают, начали проводить специальные технические мероприятия и отслеживать звонки мошенников, она прервала всяческие контакты с правоохранительными органами и кинулась в банк переводить деньги. Ее удалось перехватить прямо у кассы. Впрочем, преступников эта неудача не остановила, в тот же день они с того же самого телефона позвонили жителю Алтайского края – и тот лишился полумиллиона рублей.

– В основном такими жертвами у нас становятся жители Мурманска, Апатитов и Мончегорска, – уточняет Афанасий Дереш. – Население там обеспеченное, это и привлекает мошенников. Сейчас стали появляться и обманутые жители из ЗАТО. Впрочем, вероятно, эти случаи там происходили и ранее, просто они не попадали в нашу статистику, ведь органы внутренних дел закрытых территорий к нам присоединили только летом прошлого года.

По словам капитана Дереша, большинство звонков поступало из Новосибирской и Курганской областей от лиц, отбывающих наказание в местных исправительных учреждениях. Пик «деловой» активности мошенников пришелся на 2009-2010 годы. Находясь за «колючкой», они каким-либо образом получали в свое распоряжение мобильные телефоны и тут же начинали обзванивать всю Россию. Номера брали, что называется, «с потолка» – только код мобильного оператора ставили соответствующий. Или звонили на стационарные аппараты.

Втирались в доверие, говорили тихими, искаженными голосами, представлялись родственниками, попавшими в беду, или сотрудниками правоохранительных структур, задержавшими их знакомых и обещавшими за определенное вознаграждение освободить от ответственности за якобы совершенные преступления. Свойство человеческой психики таково, что, некритически восприняв подобную информацию, люди начинают дальше домысливать ее, дорисовывать образ того, с кем случилось «несчастье», верить в это.

Только за прошлый год сотрудники УВД по Мурманской области зарегистрировали 265 преступлений, совершенных телефонными мошенниками. В 2009-м их было гораздо меньше – всего 68. Причем использовались хотя и разные, но относительно простые схемы обмана. Так, новосибирцы предпочитали просить о передаче им денег блиц-переводом – в качестве компенсации за ущерб от ДТП. В некоторых муниципальных образованиях Мурманской области к делу привлекались и таксисты – за определенное вознаграждение. Их просили забрать у обманутых людей деньги и перевести потом по указанным адресам.

Мошенники из Республики Коми и частично из Краснодарского края использовали рассылку СМС-сообщений. Уведомляли своих абонентов о выигрыше ими автомобилей или дорогих подарков и предлагали для их получения отправить определенные суммы через платежные терминалы.

Злодеи из Кургана взяли на вооружение иную схему: представлялись сотрудниками служб технической поддержки или безопасности Сбербанка России, сообщали абонентам о блокировке их пластиковых карт и предлагали назвать их номера, ПИН-коды и паспортные данные. А затем преспокойно опустошали счета ничего не подозревающих людей. Или же прибегали к таким вот действиям: называли себя сотрудниками банка и просто давали указания набрать определенные команды на банкомате, в результате чего деньги «уплывали». Во всех случаях такие переводы осуществлялись на расчетные счета абонентов оператора сотовой связи «Билайн» Курганской области.

– Вернуть обратно отправленные деньги трудно, – советует Афанасий Дереш. – Их немедленно обналичивают и тут же тратят. Так что единственный способ уберечь себя от потери своих «кровных» – это никогда не верить подобным звонкам. Или хотя бы перепроверить, кто вам все-таки звонит.

Поскольку, как уже говорилось, большинство мошенников находится в местах не столь отдаленных, то сотрудники милиции действуют совместно с территориальными подразделениями УФСИН. И такое сотрудничество приносит определенные результаты: так, в Мурманской области удалось установить и обезвредить четыре преступные группы, специализировавшиеся на телефонных мошенничествах. Еще одна была изобличена в Республике Коми. И хотя волна подобных звонков сегодня спала, тем не менее она не исчезла окончательно, и только с начала текущего года пострадали уже три человека. Двум звонили из Кургана, в этих случаях снова использовались банковские карты.

А в третьем – преступники находились в Москве и сумели выманить у пенсионера 180 тысяч. Пожилой человек некоторое время покупал себе лекарства через столичную фирму. Потом ему перестали высылать заказы. Тогда он созвонился с продавцами, те извинились и сообщили, что в качестве возмещения ущерба за неотправленные медикаменты пенсионер получит около 380 тысяч рублей. Но для этого он должен сначала заплатить пошлину. Пенсионер согласился. Несколько раз отправлял деньги, но так ничего и не дождался. Случилось все это в прошлом году. Но заявление милиция получила только в этом. Причем пришел не сам пенсионер, махнувший рукой на пропажу своих денег, а его дети.

Подготовил Сергей БЕРДНИКОВ.
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 11.02.2011

2 комментариев на “«Развод» по-взрослому

  1. Галина
    23 Январь 2013 at 9:12

    Можете ли подсказать мне могут позвонить с Москвы но поступают странные звонки первоначально быстро отключались теперь звонят настойчиво с одного и того же номера 74955439321 опасаюсь отвечать что бы не налететь на обман. Сколько пробовала пробить номер не нахожу. Позвонила сотовому оператору она мне ответила что это стационарный телефон в Москве а кому принадлежит ответила не имеет права говорить. Может вы мне поможете. Заранее спасибо.

    1. AVe
      23 Январь 2013 at 12:43

      Какой вред может нанести звонок, если вы ответите?

      Обычные мошенничества, которые касаются ложных сообщений о родственниках, попавших в беду, несуществующих проблемах с банковскими картами, предложений дорогущих лекарств-пустышек и т.д. не связаны с мгновенными потерями вами каких-то денег. Во всех случаях, чтобы вас обманули, от вас потребуются какие-то действия.

      Если звонят ВАМ, снять без вашего ведома деньги с какого-либо вашего телефонного счета практически невозможно. Поэтому на вашем месте я бы при таком звонке снял трубку, выслушал абонента, но делать ничего бы не стал. Или попросил дать номер телефона, который я могу легко проверить (если звонит организация – на сайте организации) и на который смогу позже перезвонить.

      В любом случае пока не было сообщений, что кто-то мгновенно что-то потерял, ответив на звонок со СТАЦИОНАРНОГО телефона. Еще раз. Ответьте на звонок, но ничего не делайте, предварительно не проверив звонящего и информацию, которую вам могут сообщить.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.